Ведение расчетов бюджетных учреждений в программе «Турбо Бухгалтер»
Современная казначейская система исполнения бюджета предъявляет к бюджетным учреждениям всех уровней ряд требований по порядку расходования бюджетных средств. Программные продукты, используе-мые для автоматизации учета в бюджетных учреждениях, должны обеспечивать строгое выполнение этих требований и соответствовать современным казначейским технологиям. При этом автоматизированная обработка информации должна решать следующие задачи:
- оформление расчетно-денежных документов;
- ведение электронного документооборота распорядителей средств бюджета (РСБ) и получателей средств бюджета (ПСБ) с органами федерального казначейства (ОФК);
- учет и контроль использования лимитов бюджетных обязательств и поступающего финансирования.
Оформление расчетно-денежных документов
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казна-чейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюдже-та (приказ Минфина России от 31.12.02 г. № 142н) расчетно-денежные документы, в том числе платежные поручения, должны быть оформлены согласно нормативным документам Банка России и Министерства фи-нансов Российской Федерации.
Данные требования Инструкции реализованы в конфигурациях «Бюджет» и «Воинская часть» программы «Турбо Бухгалтер». Форма и содержание платежных поручений, разработанных в программе, соответствуют установленным требованиям. При этом в бюджетных конфигурациях «Турбо Бухгалтера» имеются возмож-ности экспорта данных платежного поручения в форматах федерального казначейства и записи их на диске-ту, а также занесения проводок из сформированного платежного поручения в журнал хозяйственных опера-ций. Кроме того, платежное поручение содержит таблицы настроек и шаблоны заполнения. Настроечная таб-лица предназначена для задания параметров полей платежного поручения и автоматического вывода значе-ний, заданных «по умолчанию». Шаблоны предусмотрены для автоматического заполнения наиболее часто встречаемых значений полей платежного поручения. При создании нового платежного поручения пользова-тель может открыть картотеку и выбрать ранее созданный шаблон. При этом в платежном поручении автома-тически заполнятся соответствующие поля.
Электронный документооборот с органами федерального казначейства
В соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции порядок совершения электронных платежей, а также права и обязанности сторон предусматриваются договорами (соглашениями), заключаемыми органа-ми федерального казначейства и учреждениями банков, обслуживающими их счета, органами федерального казначейства и получателями средств.
В настоящее время бюджетные учреждения по ряду причин финансового и организационного характера не имеют возможности совершать платежи по системам «Банк - клиент», которыми обеспечивают своих клиентов коммерческие банки.
Для оперативности приема и обработки платежей ОФК отдельных регионов принимают от своих клиен-тов платежные документы в электронном виде (на дискетах) с одновременным представлением их оригина-лов на бумажных носителях и подтверждающими платеж оправдательными документами. При этом существуют два вида технологий организации такой работы:
технология штрихового кодирования;
использование программ Минфина России для электронного документооборота с ОФК.
Технология штрихового кодирования BiPrint используется в том случае, когда самому ОФК открыт счет в учреждении Сбербанка России. Комплекс BiPrint состоит из двух частей, одна из которых устанавливается в ОФК, а вторая - в бюджетном учреждении. Эта технология заключается в том, что при печати платежного документа информация кодируется и наносится в форме рисунка штрих-кода. Зашифрованная информация считывается со штрих-кода сканером и заносится в информационную базу ОФК. Такая технология электрон-ного документооборота имеет преимущество, которое заключается в автономной работе комплекса. При этом не требуется доработка бухгалтерских программ для экспорта информации из их базы данных.
Другая технология сдачи платежных документов в электронном виде предполагает использование про-грамм Минфина России для электронного документооборота с ОФК. Минфином России 25 апреля 2004 г. утверждены форматы текстовых файлов с данными документов, используемых при информационном взаи-модействии ОФК с получателями и распорядителями средств федерального бюджета. Данная технология предполагает использование программ, предоставляемых ОФК, или любых других программ автоматизации учета, обладающих возможностью формирования файлов, совместимых по форматам с программой Минфина России.
Программа «Турбо Бухгалтер» предусматривает «выгрузку» информации из платежных поручений в файл установленного формата. Для осуществления электронного документооборота с ОФК в платежном по-ручении программы «Турбо Бухгалтер» необходимо заполнить поля таблицы «Строки бюджетной классифи-кации» и выполнить соответствующие настройки. При этом пользователь программы может сохранять на магнитные носители данные отдельных или нескольких платежных поручений за указанный период. Решение этих задач в программе обеспечивает специально разработанный электронный бланк «Выгрузка платежных поручений в файл».
Программа также позволяет вводить проводки из сформированного платежного поручения в журнал хо-зяйственных операций. Для этого необходимо заполнить поля в таблице «Формируемые проводки». При со-ответствующей настройке платежного поручения данные для проводок формируются автоматически.
В программе также можно сформировать следующие электронные формы:
реестр платежных поручений;
журнал регистрации платежных поручений.
Учет лимитов бюджетных обязательств и поступающего финансирования
Казначейская система исполнения бюджета предусматривает строго целевое расходование выделяемых бюджетных средств.
Программы автоматизации учета должны обеспечивать получение соответствующей информации об ис-пользовании средств по показателям бюджетной классификации. «Турбо Бухгалтер» позволяет вести анали-тический учет установленных лимитов бюджетных обязательств и поступающего финансирования. При этом учет выполняется по показателям бюджетной классификации и РСБ. Для учета лимитов разработан бланк, который после заполнения можно сохранять в соответствующей картотеке. На каждое извещение об установ-ленных лимитах в программе формируется новая запись (бланк), куда заносятся данные об утвержденных лимитах. Предусмотрены автоматический расчет коррекции отклонений новых лимитов по отношению к ранее утвержденным и при необходимости формирование проводок на забалансовом счете ЛИМИТ.
В программе также обеспечивается ведение аналитического учета объемов финансирования расходов фе-дерального бюджета (форма 294 для ПСБ и форма 301 для РСБ). Эти формы имеют настроечные таблицы, в которых установлены значения субсчетов, соответствующие требованиям Инструкции. При финансировании от нескольких РСБ в программных настройках форм можно задавать собственные значения субсчетов и до-полнительные условия отбора информации по аналитическим признакам.
Для контроля за целевым использованием выделяемых средств многие финансово-экономические органы ПСБ ведут учет средств кассы бюджетного учреждения по показателям бюджетной классификации. Несмот-ря на то, что Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н, не предусмотрено ведение аналитического учета в кассе, его необхо-димость вполне очевидна. Ведение аналитического учета средств в кассе бюджетного учреждения также про-диктовано требованиями приказа Минфина России от 21.06.01 г. № 46н (в ред. от 26.09.01 г., 23.07.02 г.). В этом нормативном документе предусмотрено следующее: «орган федерального казначейства в порядке, уста-новленном Центральным банком Российской Федерации, устанавливает единый лимит остатка кассы клиента на лицевом счете получателя средств для учета операций со средствами федерального бюджета и лицевом счете по учету внебюджетных средств без права расходования наличных денежных средств из выручки, по-ступающей в кассу, минуя счет органа федерального казначейства». Это означает то, что внебюджетные средства, поступающие в кассу бюджетного учреждения, должны быть полностью зачислены (сданы) на ли-цевой счет ОФК. С учетом того, что субсчет 120 корреспондирует со многими другими субсчетами, вопрос о получении учетной информации о количестве денежных средств, которые следует зачислить на счет ОФК по тому или иному источнику внебюджетных средств с разбивкой по кодам экономической классификации, в настоящее время весьма актуален.
Таким образом, ведение аналитического учета средств кассы по показателям бюджетной классификации и источникам их образования является необходимой функцией современных бухгалтерских комплексов, по-зволяющих автоматизировать учет в бюджетных организациях. В программе «Турбо Бухгалтер» предусмот-рен аналитический учет всех средств, которые обращаются в бюджетном учреждении. При этом автоматизи-рованный учет организован таким образом, что при совершении операции с бюджетными средствами и вы-боре соответствующего субсчета программа «запрашивает» справочник бюджетной классификации. В после-дующем это дает возможность по любому субсчету получить аналитический отчет с детализацией по кодам классификации. Генератор внутренних отчетов программы позволяет формировать отчеты по таблицам, ко-лонкам и строкам, и оперативно получать информацию относительно целевого использования средств на субсчетах 120, 200, 225 и др.
Кроме того, в программе предусмотрены электронные формы сведений о движении средств, которые от-ражают остатки на субсчетах по показателям бюджетной классификации, в том числе:
на счете в ОФК;
в бюджетной кассе;
в расчетах с подотчетными лицами и дебиторами (кредиторами).
Данные сведения также обеспечивают получение информации об имеющихся резервах по отношению к лимитам бюджетных обязательств и поступившему бюджетному финансированию.
Задачи РСБ имеют некоторые особенности, связанные с наличием у них распорядительных и контроль-ных функций. Реализация этих функций обеспечивается в программе с помощью специализированного блока автоматизированного учета у РСБ. Этот блок позволяет осуществлять работу финансово-планового отдела и бухгалтерии с единой базой данных без дублирования информации. В программе ведется учет лимитов бюд-жетных обязательств и расчетов по финансированию, формируются реестры для передачи ОФК и бухгалтер-ские отчеты. При этом программа позволяет решать следующие задачи:
учет и распределение лимитов бюджетных обязательств;
учет РСБ поступившего финансирования;
распределение средств по получателям в разрезе заданной аналитики;
формирование и печать документов для ПСБ;
расчет остатков средств на счетах РСБ;
отражение в учете операций по финансовому планированию и финансированию, получение оперативной информации.
Указанные задачи технологически решены путем использования журналов-картотек и введения в струк-туру учета программы ряда забалансовых счетов для обработки информации по объектам учета.
Следует отметить, что в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 10.06.03 г. № 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Мини-стерства финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обяза-тельств и объемов финансирования расходов федерального бюджета» в течение 2004 г. РСБ осуществляют поэтапный переход на новый порядок учета. Перед разработчиками также стоят задачи по интеграции про-грамм автоматизации бюджетного учета с программным обеспечением Минфина, которое разрабатывается в соответствии с новыми требованиями.
Перечень требований и задач, предъявляемых казначейской системой исполнения бюджета, выходит да-леко за рамки этой статьи. Соответствие этим требованиям является основополагающим свойством про-граммных продуктов, обеспечивающих автоматизацию учета в бюджетных учреждениях.
С.В. Щеткин, ЗАО "Агентство "Русспромоценка"